Архангельский собор московского кремля

Романовы

После смерти Грозного и его сыновей Бог как будто от Россия отвернулся. Всё начало 17 века в стране идет ожесточенная борьба за власть. Прошли годы смуты и в 1613 году воцарилась новая династия — Романовы. На престол государства российского венчался царь Михаил Фёдорович. Романовы провозглашают себя новой ветвью царствующей династии, в полной мере обладающей харизмой крови. Хотя Романовы и не являлись потомками Ивана Калиты, они также избирают своей родовой усыпальницей Архангельский собор. В доказательство преемственности своей власти от Калитичей, Романовы стали располагать свои саркофаги вокруг гробницы царевича Дмитрия Углицкого. Своим шагом Романовы пытались символически восстановить непрерывность и незаменимость власти московских царей, будто вычёркивая из истории многочисленных самозванцев и однодневных правителей.

Романовы бережно сохраняли обычаи и традиции, связанные с собором. С незапамятных времен в Москве было принято оставлять на гробницах собора личные записки, адресованные непосредственно действующему царю. Кроме царя записки не брал никто. Храм был местом общения государя со своим народом. Традиция оставлять записки прервется только через 100 лет после воцарения Романовых, с лёгкой руки Петра первого, когда и царь уже будет не царь, а император.

Даже после переноса столицы в Петербург значение Архангельского собора не уменьшилось. Во многом это объяснялось тем, что Москва сохранила за собой статус первопрестольной столицы и многие торжества, в том числе коронации императоров, традиционно проходили здесь. За годы древний обряд венчания на царство претерпел изменения, но непременно каждый новый император венчался в Успенском соборе, а после был обязан поклониться прародительским гробам, и в особенности святому Дмитрию.

Мощи святого Дмитрия были и остаются главной святыней храма. Долгое время существовало поверье, что пока мощи в храме, беды Россию минуют. Отмечено, что возвращение царевича из Углича в Москву, в Архангельский собор, ознаменовалось, как тогда писали, троекратной радостью. Потому что прекратилась смута, кончился голод и особенная радость — это то, что Русь получила ещё одного святого.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

История Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247–1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии — в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505–1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Архангельский собор в XVI веке и до наших дней

Для строительства нового величественного собора на месте старой Архангельской церкви в 1505 году был приглашен известный итальянский зодчий Алевиз Новый. Этот архитектор вошел в историю не только строительством Архангельского собора кремля, но и другими своими работами, которые имеют огромное историческое значение. Например, именно он строил дворец и храмы в Александровской Слободе. Надо сказать, что в то время на работах в Кремле трудилось сразу два Алевиза, один из которых строил великокняжеский дворец, он известен под именем Алевиз Фрязин, ну а второй занялся новым храмом-усыпальницей.

Архангельская церковь

Новый собор в честь святого Архистратига Михаила был закончен и освящен митрополитом Симоном в 1508 году. В тот же год в храм-усыпальницу были перенесены останки русских князей. В 1564-1565 году царь Иван Грозный приказал расписать храм фресками, но до наших дней эти росписи не сохранились, так как спустя сто лет, во времена царствования Алексея Михайловича, собор был расписан повторно. Работы велись артелью русских мастеров под руководством Симона Ушакова

Росписи являются настоящим произведением искусства, и если вы пришли в храм с экскурсоводом, то ваше внимание обязательно обратят на условные портреты русских князей, похороненных в Архангельском соборе. Ничего подобного больше нигде нет

Росписи Архангельского собора Кремля

Внутри Архангельского собора

Сейчас сложно представить, но в XVIII веке все храмы Соборной площади кремля находились в запустении, и причиной тому, конечно же, стал перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Архангельский собор не был заброшен, но средства на его содержание выделялись довольно скромные. В 1737 году в праздник Святой Троицы произошел серьезный пожар, который нанес большой ущерб собору, восстанавливали его более двух лет. Только при Екатерине II к храму вернулось былое величие, в его стенах даже возобновили иконописное дело.

Вход в Архангельский собор Московского кремля

Следующим серьезным испытанием для Архангельского собора стала Отечественная война 1812 года. Солдаты Наполеона устроили в храме кухню, в которой не только готовили еду, но и хранили бочки с вином. Во время отступления бочки были разбиты, вино из них вытекло и затопило почти весь пол церкви. Ну и, конечно же, наполеоновцы не могли уйти из Москвы без сувениров.

Магнитики на холодильник в то время не продавались, поэтому они прихватили с собой оклады с икон и другие ценные вещи. Архангельский собор кремля стал первым храмом Москвы, который привели в порядок после нашествия французов: уже 1 февраля 1813 года церковь была восстановлена и вновь освящена.

Внутри Архангельского собора

К 300-летию дома Романовых в 1913 году Архангельский собор обновили, отреставрировали иконостас, отмыли росписи и провели другие работы по благоустройству. Но уже спустя 5 лет храм был закрыт, а службы в нем прекратились. К счастью, здесь не сделали ни бильярдный зал, ни правительственный гараж, а объявили здание памятником культуры и стали готовить к открытию музей. Процесс этот затянулся надолго: работы начались в начале 1920-х годов и продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Для свободного посещения кремль открыли только 1955 году, и он сразу же стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы. Вплоть до 1991 года в Архангельском соборе кремля располагался музей, но, как и большинство других храмов, с развалом СССР он был возвращен РПЦ и в нем возобновились службы.

Архангельский собор в Кремле

Иоанн Грозный. Первый царь

В 1533 году к власти пришел Иван Грозный. Он впервые в российской истории проходит обряд венчания на царство, как это было принято прежде в Византии. Теперь он именуется царь всея Руси. До Грозного правители Руси обряд миропомазания не проходили, потому именовались Великими князьями. Этот титул в Европе переводили как «принц» или «великий герцог». Царский же титул стоял наравне с титулом король. Это позволяло Грозному занять совершенно иную позицию в дипломатических переговорах.

Обретение Иваном Грозным царского статуса позволило ему сформулировать теорию, выделяющую царствующую ветвь из общего княжеского рода. Царь и его потомки теперь выделялись особой харизмой, благодатью, полученной через обряд царского венчания. Как один из куполов Архангельского собора отличается от остальных позолотой, так и царская семья отличается от своих великокняжеских родственников. В подтверждение этой теории Иван Грозный приказывает выделить для своего погребения отдельное место в Архангельском соборе. Внутри алтарной части с его южной стороны создается особая царская усыпальница, по сути отдельный храм в храме. Позже там будет похоронен сам Иван Грозный и два его сына.

В 1963 году останки Ивана Грозного были извлечены из усыпальницы и исследованы. Тогда впервые удалось установить, как действительно выглядел самый неоднозначный правитель в российской истории. Кроме этого ученые подтвердили точную дату его смерти — 18 марта 1584 года. Работами руководил известный антрополог Михаил Михайлович Герасимов.

По иронии судьбы отдельное захоронение внутри алтаря собора стало своеобразным памятником угасшему роду Калитичей. В ходе борьбы за власть они уничтожили друг друга, к семнадцатому веку в их роду не осталось ни одного законного претендента на трон. Через несколько смутных лет в усыпальнице Грозного похоронят царя уже новой династии, Бориса Годунова. Но очень скоро по приказу Лжедмитрия первого прах Годунова перенесут в Варсонофьевский монастырь. Это единственный случай перезахоронения царя из Архангельского собора.

Прошло много лет и люди забыли тонкости политических интриг смутного времени. Забылись имена, для большей части современных людей события тех лет — лишь увлекательный детектив, написанный историей.  На стенах собора среди праведников и святых мучеников появляются портреты московских князей. Они представлены с нимбами, как святые, независимо от того были они канонизированы или нет. Рядом с каждым изображался святой покровитель князя, и каждый человек, приходящий в храм, мог убедиться в богоизбранности и высоком предназначении царской династии.

Роспись стен

Вообще любая роспись православного храма говорит прежде всего языком символов. Во всей системе росписи Архангельского собора очень много нового и уникального. Большое количество изображений святых князей здесь на столбах.

Как правило в храмах с византийской эпохи на столбах изображались святые воины и мученики, как столпы веры.

Мы здесь видим представленный целый пантеон этакой русской княжеской святости. Человек, который попадал в Архангельский собор, понимал, что русские князья почитаемы наравне с апостолами. На стенах Архангельского собора конечно же не изображались события российской истории. Стены украшались библейскими сюжетами, но в средние века в сцене падения Иерихона люди видели события Куликовской битвы, победу Руси над татарами.

История постройки Архангельского собора

В 1333 году по приказу великого князя московского Ивана Калиты на месте, где сейчас стоит Архангельский собор, была возведена Архангельская церковь. В тот год России грозил голод. Урожай погиб ещё в августе, но беды не случилось. И, как предполагают, по обету в благодарность он воздвиг этот храм. Точных изображений храма не сохранилось. Историки предполагают, что он был небольшой по размеру и однокупольный. (А веком ранее на этом месте был воздвигнут прежний, деревянный храм в честь Архангела Михаила. Строили его по велению брата Александра Невского, князя Михаила Хоробрита).

В те времена Россия ещё была раздроблена на множество княжеств, главным из которых было Великое Владимирское. Иван Калита, младший из князей по рождению, не имел шансов на великое княжение. Но благодаря уму и хитрости смог возвыситься и получить престол. Всю жизнь он стремился к упрочению власти своего удела, Москвы, возвышения над другими княжествами. Вся политика Ивана Калиты была направлена на усиление Москвы. Он ещё пока не общий русский лидер, он московский лидер, и он заложил ту основу, которая создала платформу величия Москвы.

Он закладывает Архангельский, великокняжеский храм. С этого момента соборная площадь представляет собой зримую модель централизованного государства. В одном месте сосредоточены власть церковная и светская и это место — Москва.

Иван Калита заложил традицию хоронить московских князей в Архангельском храме. Но в начале 16 века построенная им церковь начала разрушаться. Кроме того, в небольшом внутреннем помещении уже не оставалось места для будущих захоронений. Поэтому при Иване III было принято решение перестроить её. Для реализации плана был приглашён архитектор из Италии Алевиз Новый.

В 1505 году старый храм был разобран, в 1508 году построили тот Архангельский собор, который дошёл до наших дней. Алевиз спроектировал его по традиционной для того времени крестово-купольной схеме. То есть собор имеет главный купол, который обрамляют ещё четыре купола, образующие крест.

Настоятели собора

  • Иоанн (упом. в 1439),
  • Иоанн (упом. в 1454-1463),
  • Михаил (упом. в 1507),
  • Иуда (упом. в 1518-1519),
  • Симеон (упом. в 1542-1550),
  • Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
  • Евстафий (упом. в 1564-1565),
  • Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
  • Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
  • Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
  • Димитрий (упом. в 1599-1608),
  • Иоанн (упом. в 1613-1630),
  • Григорий (упом. в 1634-1643),
  • Никифор Матвеев (упом. 1645 — ок. 1657),
  • Кодрат (упом. в 1658-1672),
  • Феодор (упом. в 1675-1691),
  • Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
  • Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
  • Иоанн Семенов (ок. 1738 — 1741) ,
  • Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
  • Иоанн Комаровский (упом. в 1749 — 1771),
  • Петр Алексеев (1771-1801),
  • Димитрий Лавровский (1801-1811),
  • Алексий Шумилин (1811-1813),
  • Иаков Никольский (1813-1816),
  • Герасим Попов (1816-1818),
  • Иоанн Русинов (1818),
  • Василий Кутневич (1818-1833),
  • Арсений Тяжёлов (1833-1855),
  • Петр Покровский (1855-1871),
  • Михаил Богословский (1871-1880),
  • Александр Невский (1888-1892),
  • Валентин Амфитеатров (1892-1901),
  • Павел Извеков (1905-1909),
  • Димитрий Лавров (1910-1914),
  • Николай Извеков (1915-1918)

Стеновая роспись

Ещё при Иване Васильевиче в XVI веке храм расписали фресками. Сейчас их уцелевшая часть картинок находится в восточной части храма, у алтаря. Особую ценность представляет стенопись. Храмовую роспись выполнили художники кремлёвской Оружейной палаты в XVII веке. Главный смысл этой живописи — общность церкви и страны. По аналогии с другими храмами роспись здесь находится на стенах ярусами, а также внутри купола и в апсиде. Так, стенопись с западной стороны и на сводах храма посвящена основам христианского православного учения.

Западная и южная стена покрыты изображениями, которые кратко рассказывают о деяниях Архистратига Михаила, святого защитника храма. Интересная особенность стенописи — на столпах, в нижней части стен изображены великие русские князья. В храме можно увидеть портреты более шестидесяти правителей России. Они изображены в полный рост, повёрнутыми к алтарю. Рядом с ними представлены их святые покровители. Образы князей отображают то, к чему они стремились всю свою жизнь — объединение русских земель вокруг Москвы.

История строительства Архангельского собора Московского Кремля

Согласно всем историческим данным, Архангельский собор ведёт свою историю с 200-х годов 13 века.Ученые с большой долей уверенности считают, что его деревянный предок «возник» во время, когда на княжеском престоле правил Михаил Хоробрит — брат Александра Невского

. Во время его княжения, Москва того времени насчитывала всего 2 церкви, и Архангельский собор был одной из них. Короткое правление Хоробрита объясняется его преждевременной смертью в бою с литовцами.

Вид на собор с Боровицкой улицы

Однако похоронен он был в Успенском соборе во Владимире. После этого практически всех Московских князей хоронили только в соборе св. Архистратига Михаила.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Посещение храма

На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00
Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.
Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет
Это правило действует только для граждан России

Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

Архангельский собор как усыпальница

Как были расположены захоронения в храме в 1333 году неизвестно. Первым на территории храма был похоронен Иван Калита, который и заложил храм.

Когда в 1505 году храм разобрали, княжеские гробы были вынесены. А в новый храм их поместили в октябре 1507 года. Расположение погребений проводилось по чётким правилам. По южным стенам расположены великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья — у северной стены. У алтарной преграды у южной стены похоронены Василий III, его дед и отец (Василий II и Иоанн III) и внук царевич Димитрий. В 60-х гг. 16 века царь Иоанн IV соорудил новый придел для царской усыпальницы. Здесь покоятся царевич Иоанн Иоаннович, цари Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович.

Всего в храме 54 захоронения. Большая часть погребений находится под плитами пола. В 17 веке над ними были сооружены надгробия, украшенные орнаментами и надписями. Открыто здесь почивают мощи царевича Димитрия Угличского, помещенные сюда в 1606 году у среднего северного столба. В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор  Московского Кремля — это одна из святынь русского православия. И хотя в нём работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

Храм в XIX—XX вв

Во время Отечественной войны 1812 года собор разорили французы. Но после изгнания армии Наполеона его восстановили. Повторное освящение провёл архиепископ Августин в 1813 году. У стены с южной стороны собора в 1826 году на месте одноэтажной сделали двухэтажную пристройку-палату для служителей церкви. Основной купол покрыли медными листами и позолотой в 1837 году. Угловые же выкрасили белой жестью, кресты на них обтянули латунью и позолотили.

В 1853 году провели реконструкцию, очистку икон и стеновой росписи храма. Руководил работами . Н. Подключников в 1870-х также реставрировал образа. В 1895 г. собор был передан дворцовой конторе Москвы. По прошествии двух лет иконостас восстанавливал Я. Е. Епанечников со своей мастерской. Работы контролировались археологическим обществом Москвы. Святейший Синод полностью передал Михаило-архангельский собор в Придворное ведомство в 1895.

К 300-летию царского дома Романовых в Архангельском Кремле обновили Царские врата, иконостас, настенную роспись, отреставрировали усыпальницу. Также сделали покров с двумя лампадами над захоронением Михаила Фёдоровича — первого царя из династии Романовых. Эскиз навеса выполнил князь Пётр Николаевич. 24 мая 1913 года лампады зажёг император Николай II.

Во время Революции 1917 года в стену с южной стороны храма попал снаряд, проделав, по сообщению свидетелей того времени, выбоину в кирпичной кладке. Собор закрыли вместе с другими кремлёвскими церквями. Но приступили к восстановительным работам. Сотрудниками реставрационного центра были усилены каркасы местных и основных больших икон, образа покрыли олифой.

В 1960-м музей Кремля отнесли к Министерству культуры. С 1962 по 1965-й в Архангельском храме велись археолого-зодческие работы. Антрополог-археолог М. Герасимов восстановил по найденным мощам портреты Ивана IV Грозного и Фёдора I Ивановича в скульптуре. В 1969-м проведено восстановление росписи в верхней части храма. Инициатором выступил В. И. Фёдоров — главный кремлёвский архитектор. Фрески отреставрировали в 1970-х, тогда же очистили иконы, усилили иконостас. Богослужения в соборе совершаются с 1991 года.

Нашествие французов. Потеря и возвращение мощей

Но в 1812 году при вторжении французов мощи Дмитрия таинственным образом исчезли и Москва вновь погрузилась в отчаяние. Город был захвачен, пылали пожарища, в Архангельском соборе была организована солдатская кухня, всюду было разлито вино. После ухода французов винный запах стоял в соборе еще около года. Из иконостаса были выломаны иконы, они служили французским солдатам каменными кроватями. Мы очень часто говорим: «Москва — сердце России». И забываем о том, что эти слова принадлежат врагу. Это ведь Наполеон сказал, что если я захвачу Петербург — я поражу Россию в голову, если я захвачу Москву — поражу в самое сердце.

Соборы Кремля пережили всё то, что довелось пережить русскому народу: и позор захвата, и ужас разграбления. Всё, что представляло ценность, было украдено. Французы увезли и серебряную раку царевича Дмитрия, где же мощи святого не знал никто. В те военные годы на мощи царевича покушались не раз. Их пытались выкрасть старообрядцы, и в один из дней мощи пропали. Только после того, как французы покинули Москву, один из священников Кремлёвского Вознесенского монастыря признался, что это он спрятал мощи, спасая их от похитителей. К всеобщей радости мощи царевича Дмитрия были возвращены в Архангельский собор.

И когда в 1813 году Москва восстанавливалась, то первое что сделали — мощи царевича Димитрия обнесли вокруг Кремля, в соборе провели торжественное богослужение и у людей вновь зародилась надежда, что Россия смеет обрести мир и спокойствие.

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

История строительства

О первой, деревянной церкви историкам не известно почти ничего, они предполагают, что она была построена в двадцатых годах XIII века. В это время на Руси княжил Хоробрит. Правил он недолго, так он был смертельно ранен в сражении с литовцами. В XIY столетии на месте прежней церкви по приказу князя Ивана Калиты (годы правления -1325-1340) было воздвигнуто каменное сооружение. Как следует из исторических документов, в то время на Руси был страшный неурожай ржи, одного из основных продуктов питания, народ начал голодать. Иван Калита дал обет построить собор, чтобы остановить неурожай и восстановить в стране спокойствие. О первом храме, построенном из камня, ученым известна лишь дата окончания строительства – 1333 год, в этом же году, в сентябре, митрополит Феогност освятил его.

Позднее возвели приделы, названные в честь святых Андрея и Симеона, а через несколько лет появились приделы Вознесения Господня и апостола Акилы.  Но, так как они были сооружены из дерева, почти полностью выгорели во время сильнейшего пожара 1475 года, когда огнем было охвачено Москворечье, Арбат, Занеглименье. Через несколько лет приделы заменили на каменные. Но на каком месте они были расположены, историкам определить не удалось. Во время княжения Ивана III здание потеряло свое величие, обветшало, к тому же пострадало от молнии в 50-х годах XY века. Поэтому, в 1505 году князь повелевает разобрать старый храм и возвести новый. К сожалению, Иван III умер до окончания строительства. Его погребли в Архангельском соборе – это первое захоронение здесь царственных особ.

Строительство здания было завершено в 1508 году и существует до сегодняшнего дня. Для его строительства из Италии пригласили одного из самых известных зодчих того времени – Алевиза Нового. Он использовал в архитектуре мотивы, присущие итальянскому Ренессансу. Само здание пятиглавое, с восемью приделами. Закомары (полукруглые завершения внешней части стены) украшены раковинами. Пилястры (вертикальный выступ в стене, напоминающий колонну) украшены растительным орнаментом. Современников поражал и изумлял новый собор, его вид был нехарактерен для храмов Руси, напоминая скорее итальянские дворцы. Освятил его митрополит Симеон в сентябре 1508 года.

Здание очень пострадало в 1812 году, во время Отечественной войны – наполеоновские солдаты надругались над святым местом, устроив в нем походную кухню. Затем, в 1917 году собор получил сильные повреждения во время обстрела Кремля, а на следующий год его закрыли для посещения. В 1929 году в подклет храма перенесли останки женщин царских династий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector