Аппиева дорога в риме
Содержание:
- Ценность
- Аппиева дорога на карте
- Долина Каффарелла
- Памятные места и туристические достопримечательности
- Библиография [ править ]
- Основные достопримечательности
- Катакомбы Святого Каллиста
- Мавзолей Присциллы
- История Аппиевой дороги
- История
- 1Рим
- Мульвиев мост
- Известные исторические события на дороге [ править ]
- Происхождение
- Гробницы Аппиевой дороги
- Ссылки [ править ]
- Значение Тибра в истории Рима
- Описание Аппиевой дороги
- 3Брундизий
Ценность
Вымощенная камнями лента, обрамленная зонтичными соснами, пережила легендарный Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий (нем. Theoderich der Große) и все правители, господствовавшие в Риме вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался на откуп паломникам, путешествующим по святым местам.
Примечательно, что вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены, реконструированы или послужили источником даровых стройматериалов.
В позднем Средневековье Аппиева дорога, по сути, утратила свои функции, она была частично демонтирована, а большей частью — покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 века в окрестностях исторического маршрута происходили обширные раскопки. Древние артефакты разлетелись в сотни частных коллекций и музеев.
Аппиева дорога на карте
В данной статье 39rim.ru представил лишь самые известные достопримечательности виа Аппиа Антика. Помимо вышеперечисленных, вдоль Аппиевой дороги можно увидеть еще много других исторических руин и античных построек.
Детальная карта Аппиевой дороги
На схеме указано расположение достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги, остановок городских автобусов, пункты проката велосипедов и места, где можно перекусить.
А напоследок, хотелось бы всем пожелать удачных путешествий и новых впечатлений.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (27)
- Сады и парки (6)
- Археологические памятники (28)
- Районы и кварталы (11)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Долина Каффарелла
Долина Каффарелла — это большой парк, который с северной стороны граничит с Виа Латина, а с юга — с Аппиевой дорогой . Он простирается вдоль стены Аврелиана до Виа дель Алмоне и содержит несколько объектов, представляющих археологический интерес, а также действующую ферму, имеющую значительную экологическую ценность, с 78 видами птиц и фауны. В римские времена большую часть территории занимало большое поместье, известное как Триопий . Герод Аттик был греком, ставшим римским сенатором и женившись на Аннии Регилле, он приобрел землю поместья. Два руины даты парка с того времени, могила Annia Regilla и Nympheum из Эгерии .
Памятные места и туристические достопримечательности
Осмотр достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги может занять довольно много времени, экскурсионные программы отличаются просто невероятным разнообразием. Туристическая Италия предлагает вам посетить гробницы, церкви, виллы разных исторических периодов, средневековые башни, укрепления, христианские и иудейские катакомбы, другие интересные постройки давно минувших времен.
Погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи, колумбарии, катакомбы) вдоль этой дороги стали появляться буквально сразу после ее прокладки. Поскольку на городской территории согласно существующим тогда в Риме законам хоронить не полагалось, эти места считались наиболее престижными для захоронения. Одним из наиболее внушительных подобных сооружений в окрестностях Рима принято считать Мавзолей Цецилии Метеллы, относящийся к 50 г. до н. э. Большой интерес среди захоронений различных видов вызывают также гробница Сципионов, катакомбы Домициллы, святого Себастьяна, святого Каллиста, гробница Марка Сервилия, мавзолей Ромула, колумбарий Помпония Хила и многие другие, поскольку количество их здесь более чем внушительно.
Среди многочисленных загородных вилл, построенных у этой дороги римскими аристократами, выделяются виллы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.
Гробница сыновей Секста Помпея
Обязательный пункт остановки многих экскурсионных программ – церковь Домине-Кво-Вадис. Это название соответствует ст.-слав. «Камо грядеши, Господи?» (Куда ты идешь, Господи?) и используется намного чаще, чем официальное название церкви Санта-Мария-ин-Пальмис. Причиной тому легенда, согласно которой церковь построена на том самом месте, где бежавший из римской тюрьмы апостол Петр встретил Христа. Задав ему вышеупомянутый вопрос, он получил ответ: «Туда, где вновь буду распят». После чего, устыдившись своей слабости, Петр сам вернулся в покинутый им Рим для принятия мученической смерти. Главная достопримечательность этой церкви – древний камень с отпечатками ног, принадлежащими, согласно легенде, самому Иисусу Христу.
Печальной известности дороге Аппия добавляет и тот факт, что после того, как было жестоко подавлено восстание Спартака (71 г. до н. э.), вдоль нее были распяты 6 с лишним тысяч плененных восставших рабов.
Перечисляя достопримечательности Аппиевой дороги, стоит также упомянуть развалины средневековых крепостей и укреплений, базилику святого Себастьяна, цирк Максенция, колонны Геркулеса и Пия IX, Героический рельеф, башню Капо ди Бове, Базальтовую башню, парк акведуков – эти и многие десятки других древних сооружений выстроились в ряд на протяжении всего пути, ведущего от Рима до Бриндизи.
Гробница Рабириев
Со сменой столетий многие из этих античных и средневековых сооружений достраивались, превращались в крепости или напротив – разрушались или разбирались на стройматериалы. И все-таки весьма значительная их часть сумела устоять до настоящего времени и продолжает напоминать искателям новых впечатлений о былом величии Римской империи и ее богатейшей истории.
Библиография [ править ]
- Беречман, Иосиф. 2003. «Транспорт — Экономические аспекты развития римских автомагистралей: пример Аппиевой дороги». Транспортные исследования Часть A 37, вып. 5: 453–78.
- Коарелли, Филиппо. 2007. Рим и окрестности: археологический справочник. Перевод Джеймса Дж. Клаусса и Дэниела П. Хармона. Беркли: Univ. Калифорнийской прессы.
- Делла Портелла, Ивана. 2004. Аппиева дорога: от основания до средневековья. Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти.
- Дуббини, Рахель. 2016. «Новый республиканский храм на Аппиевой дороге, на границе городского пространства Рима». Журнал римской археологии 29: 327–47.
- Клейн, М. де, Р. де Хонд и О. Мартинес-Руби. 2016. «Инфраструктура трехмерных пространственных данных для картирования Аппиевой дороги». Цифровые приложения в археологии и культурном наследии 3: 23–32.
- Мальи, Джулио, Эухенио Реалини, Мирко Регуцони и Даниэле Сампьетро. 2014. «Открытие шедевра римской инженерии: проект Аппиевой дороги между Колле Пардо и Террачиной». Журнал культурного наследия 15, вып. 6: 665–69.
- Петерсон, Джон. 2015. «Моделирование римской геодезии Понтийской равнины». 1-я Международная конференция по метрологии для археологии Беневенто, Италия, 22–23 октября 2015 г. 445–9.
- Лучано Пьеполи (2014). . Vetera Christianorum (на итальянском) (51): 239–261.
- Джузеппе Лугли . (на итальянском языке).
- Смит, Уильям (1854 г.). . Лондон.
Основные достопримечательности
Via Appia Antica в 4,1 км к юго-востоку от Порта Аппиа ( Порта Сан-Себастьяно ), ворот Стены Аврелиана
Via Appia antica
После падения Западной Римской империи дорога вышла из строя; Папа Пий VI приказал его отреставрировать. Новый Аппиева дорога была построена параллельно со старой в 1784 году до района Альбанских холмов. Новая дорога — это Виа Аппиа Нуова («Новый Аппиевой путь») в отличие от старого участка, ныне известного как Виа Аппиа Антика . Старый Аппиевой путь недалеко от Рима теперь является бесплатной туристической достопримечательностью. Он был тщательно отреставрирован к празднованию тысячелетия и великого юбилея Рима . Первые 5 километров (3 мили) по-прежнему интенсивно используются автомобилями, автобусами и туристическими автобусами, но с тех пор движение стало очень слабым, и руины можно исследовать пешком в относительной безопасности. Церковь Domine Quo Vadis находится во второй миле от дороги. Вдоль или недалеко от части дороги, ближайшей к Риму, есть три катакомбы римского и раннехристианского происхождения и одна еврейского происхождения .
Строительство кольцевой дороги Рима, Grande Raccordo Anulare или GRA, в 1951 году привело к тому, что Аппиева дорога была разрезана надвое. Более поздние улучшения в GRA исправили это за счет строительства туннеля под Аппиа, так что теперь можно идти пешком по Аппие около 16 км (10 миль) от его начала возле Термы Каракаллы .
Многие участки первоначальной дороги за пределами Рима сохранились, а некоторые сейчас используются автомобилями (например, в районе Веллетри ). Дорога вдохновляет последнее движение Респиги «s Пини ди Рома . По сей день Виа Аппиа является самым длинным отрезком прямой дороги в Европе общей протяженностью 62 км (39 миль).
С 1-й по 4-ю милю
- Порта Аппиа ( Porta San Sebastiano ), ворота Стены Аврелиана
- Церковь Domine Quo Vadis
- Могила Присциллы
- Катакомбы Калликста
- Гипогей Вибии
- Сан-Себастьяно фуори-ле-мура
- Еврейские катакомбы Винья Ранданини
- Цирк Максенция
- Могила Цецилии Метеллы
- Римские бани Капо-ди-Бове
- Гробница Илара Фускуса
5-я миля
Мавзолей Куриази был построен между концом республики и началом империи.
- Мавзолей Orazi и Curiazi
- Вилла деи Квинтили с нимфеем , театром и банями
- Мавзолей Казаль Ротондо
Торре Селче, башня XII века, построенная на месте гораздо более старого мавзолея.
6-я миля и дальше
- Гробница Минусия
- Торре Селче
- Храм Геркулеса
- Берреттия ди Прете (гробница, а позже церковь)
- Мавзолей Галлиена
- Tres Tabernae
- Вилла Публия Клодия Пульхера (на вилле Санта-Катерина, принадлежащей Папскому Североамериканскому колледжу), 14-я миля
- Вилла Помпея
Римские мосты вдоль дороги
Вдоль дороги находятся остатки нескольких римских мостов, в том числе Понте ди Тре Понти, Понте ди Винья Капоччо, Виадотта ди Валле Аричча, Понте Альто и Понте Антико.
Катакомбы Святого Каллиста
Одни из самых крупных христианских захоронений Рима — катакомбы Святого Каллиста — использовались в качестве городского кладбища во II-IV веках. Катакомбы представляют собой подземный комплекс небольших фунеральных помещений и галерей, располагающихся на четырех уровнях.
Общее число захоронений, обнаруженных на сегодняшний день, составляет порядка 500 тысяч. Катакомбы Сятого Каллиста открыты для посетителей, однако осмотреть их можно только в составе группы и в сопровождении гида.
Билет в катакомбы с гидом +проездной на весь день +туристический автобус Hop-on-hop-off 24 часа
Мавзолей Присциллы
Очередная усыпальница из тех, которыми располагает Аппиева дорога на своем пути, была построена для жены Тита Флавия, Присциллы. Датирована данная постройка была концом I века. Прямоугольное основание данного сооружения имело две цилиндрические надстройки. Одна из этих надстроек располагала 13 нишами, используемыми под скульптуры с изображением Присциллы.
Фунеральное помещение мавзолея, некогда облицованное травертином, располагало, в свою очередь, тремя нишами. Некогда в них были размещены саркофаги. С начала XI в. эта гробница стала использоваться в качестве фортификационного сооружения. В дальнейшем, в период с XVIII по XIX в. она стала использоваться как уже как помещение, в котором подлежал созреванию сыр.
История Аппиевой дороги
История Аппиевой дороги (Via Appia Antica) в Риме очень давняя и славная. Проложена она была еще до Рождества Христова во время цензорства, дважды консула и римского диктатора Аппия Клавдия Цека (потому она и зовется «Аппиевой»). Она была, собственно, построена по его приказу. В те времена Аппиева дорога имела для Рима огромное транспортное значение и являлась крупнейшей общественной дорогой; сначала соединяла столицу Римской империи с Капуей, позднее была продлена до Брундузии.
Старая Аппиева дорога, ее самая древняя часть, была построена в IV век до н. э. Ее длина составляла примерно 195 современных километров. Причиной основания этого пути были военные действия римлян против самнитов, древнейшего племенного народа Италии. Аппиева дорога была вымощена крупным булыжником. Это способствовало быстрому передвижению римской конницы и пехоты. За многие годы существования толстые камни Аппиевой дороги были отполированы колесами римских колесниц и сандалиями легионеров. До сих пор на всем ее протяжении можно видеть щербины, которые оставили лошади римлян 2 тысячи лет назад.
В III-II века до н. э. дорога была признана одним из важнейших путей сообщения и продолжала достраиваться. Важнейшей заслугой Аппия Клавдия Цека было именно то, что он не только начал ее строительство, но и задал ей правильное направление. Через несколько десятилетий Аппиева дорога в Риме стала главной артерией страны, через которую проходил торговый путь с Востоком. Торговали всем, начиная с роскошных восточных тканей и заканчивая важнейшим «товаром» древности — рабами, которых в огромном количестве привозили с «варварских» территорий.
Сами римляне называли Аппиеву дорогу «царицей дорог», настолько высоко ценилась она в древности. В таком ключе о ней даже упоминает в своем произведении Публий Папиний Стаций, известный древнеримский поэт. Да и в XIX веке н. э. ее воспел в своем произведении итальянский композитор О. Респиги.
Интересно, что многие знатные римляне строили вдоль дороги Аппия монументальные гробницы и великолепные памятники. Для многих римских семейств (таких, как Сципионы) было делом чести и высокого престижа «переплюнуть соседа» по части роскоши убранства. Аппиева дорога печально известна еще и тем фактом, что именно вдоль нее в 71 году до н. э. были распяты 6 тысяч рабов, которых взяли в плен римские солдаты после подавления восстания Спартака. В Средние века она стала привлекать толпы паломников, которые стремились посетить древние захоронения христианских мучеников — катакомбы.
История
Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.
Этапы строительства
В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.
В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).
Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.
1Рим
Аппиева дорога была проложена в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Она шла из Рима в Капую, позднее, во II веке до н. э., была проведена до Брундизия. Аппиева дорога была самой значимой из античных общественных дорог Рима. Уже в древности она называлась «царицей дорог» — regina viarum.
Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Она связывала Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия
Первый участок дороги был построен во время второй Самнитской войны (326−304 г. до н. э.), затем использовался в военных целях и во время других конфликтов. В ходе строительства дороги был проведен канал через Понтинские болота, осушивший землю.
Основание дороги было вымощено тесаными камнями из серого вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело немного выпуклую форму, благодаря чему вода сразу стекала. Ширина дороги доходила до 4 метров, что позволяло разъехаться двум колесницам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.
Мильный столб
Через каждую римскую милю (1478 метров) на Аппиевой дороге стоял мильный столб. Столб первой мили сейчас заменен на копию, оригинальных столбов не сохранилось. Приблизительно в 16,5 км от Рима, в конце девятой мили, располагалась первая почтовая станция, на которой меняли лошадей. На определенном расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха. Одну из них — «Три харчевни», расположенную в 45 км от Рима, упоминал Цицерон в письмах, а также в своих произведениях.
Могила Цецилии Метеллы
Так как римский закон запрещал захоронения в черте города, для погребений римляне использовали крупные дороги. Сначала вдоль Аппиевой дороги появились колумбарии с урнами. А начиная со II века зажиточные граждане начали хоронить тела в земле. Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метеллы, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Среди других выдающихся памятников можно отметить гробницу Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки.
Порта Аппия
Аппиева дорога начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места шел отсчет мильных камней. После строительства Аврелиановой стены в III веке н. э. часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Она выходила из ворот Святого Себастьяна (Порта Аппия), следующие 90 км шла по прямой до Таррацины, пересекая Понтинские болота. Последние 28 км шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке.
Мульвиев мост
Мост располагается на древней Фламиниевой дороге, проложенной в первом веке до н. э. и соединявшей когда-то Рим и современный Римини. Самая первая конструкция через реку Тибр в этом месте была деревянной. Ее возвели в 207 г. до н. э. В 109 г. до н. э. был построен каменный мост по инициативе цензора Марка Эмилия Скавра
Частично сохранившаяся до наших дней конструкция возрастом более 2000 лет имела важное стратегическое значение и сегодня является молчаливым свидетелем многих исторических событий
Мульвиев мост расположен на севере Марсового поля, в месте, где веками тренировались легионеры и выстраивались войска для обороны города, либо для выступления в завоевательные походы. Именно по нему в Рим въезжали такие завоеватели, как Гай Юлий Цезарь и Карл Великий. По другую же сторону моста обычно устраивали стоянки те, кто хотел завоевать Рим.
Поразительно, но в качестве части транспортной системы Италии мост функционировал вплоть до 1956 г. Затем его объявили памятником старины, и сейчас он доступен лишь для пешеходов. Мульвиев мост – это место влюбленных, именно здесь они оставляют прикованные к фонарному столбу «замки любви».
Известные исторические события на дороге [ править ]
Распятие армии Спартака
Император Траян построил отклонение от Виа Аппиа. Это урочище Виа Аппиа Траяна недалеко от Эгнатии .
Колонна в Бриндизи , знаменующая конец Виа Аппиа.
В 73 г. до н.э. началось восстание рабов (известное как Третья война рабов ) под предводительством бывшего гладиатора Капуи Спартака против римлян. Рабство составляло примерно каждого третьего жителя Италии.
Спартак победил множество римских армий в конфликте, который длился более двух лет. Пытаясь сбежать из Италии в Брундизиуме, он невольно загнал свои войска в историческую ловушку в Апулии / Калабрии. Римляне были хорошо знакомы с регионом. Легионы были доставлены домой из-за границы, и Спартак оказался зажат между армиями. Армия бывших рабов была разбита на реке Силер Марком Лицинием Крассом . Армии Помпея захватили и убили несколько тысяч мятежников, бежавших из битвы, а Красс захватил еще несколько тысяч. Римляне посчитали, что рабы лишились права на жизнь. В 71 г. до н.э. 6000 рабов были распяты на 200-километровом (120 миль) Виа Аппиа от Рима до Капуи.
Битва при Анцио во время Второй мировой войны
В 1943 году, во время Второй мировой войны , союзники попали в ту же ловушку, в которую отступил Пирр, чтобы избежать на Помптинских полях наследников Помптинских болот . Болото оставалось, несмотря на многочисленные попытки осушить его, пока инженеры, работающие на Бенито Муссолини, наконец не добились успеха. (Даже в этом случае поля были заражены малярийными комарами до появления ДДТ в 1950-х годах.)
В надежде выйти из тупика при Монте-Кассино , союзники высадились на побережье Италии в Неттуно , древнем Антиуме, который находился на полпути между Остией и Террачиной . Они обнаружили, что это место не охраняется. Они намеревались двигаться по линии Аппиевой дороги, чтобы захватить Рим, обойдя Монте-Кассино., но они сделали это недостаточно быстро. Немцы заняли горы Лациали и Лепини вдоль дороги старой Виа Латина, откуда они обрушили снаряды на Анцио. Несмотря на то, что союзники расширились на весь Помптинский регион, они не добились успеха. Немцы контратаковали Виа Аппиа с холмов Албании на фронте шириной четыре мили, но не смогли отбить Анцио. Битва длилась четыре месяца, одна сторона снабжалась морем, а другая — сушей через Рим. В мае 1944 года союзники вырвались из Анцио и взяли Рим . Немецкие войска ушли к северу от Флоренции .
Летние Олимпийские игры 1960 года
На летних Олимпийских играх 1960 года он служил частью мужской марафонской дистанции, которую выиграл Абебе Бикила из Эфиопии .
Происхождение
Порта Сан-Себастьяно — это ворота Аппиа в стенах Аврелиана .
Потребность в дорогах
Аппиева дорога была римской дорогой, которая использовалась в качестве основного маршрута для военных поставок с момента ее строительства для этой цели в 312 году до нашей эры.
Аппиева дорога была первой длинной дорогой, построенной специально для перевозки войск за пределы меньшего региона Большого Рима (это было важно для римлян). Несколько дорог за пределами древнего города были этрусскими и вели в основном в Этрурию
К концу республики римляне распространились по большей части Италии и были мастерами дорожного строительства. Их дороги начинались в Риме, где находился главный маршрут , или список пунктов назначения вдоль дорог, и простирались до границ их владений — отсюда и выражение « Все дороги ведут в Рим ».
Самнитские войны
Римляне были близки к жителям Кампании , которые, как и они сами, прослеживали свое происхождение до этрусков . В самнитских войнах были спровоцированы самнитами , когда Рим попытался союзник с городом Капу в Кампании. В италийских динамиках в Лациуме уже давно покорили и встраиваются в римское государство. Они несли ответственность за преобразование Рима из преимущественно этрусского государства в преимущественно италийское.
Плотное население суверенных самнитов оставалось в горах к северу от Капуи, что к северу от греческого города Неаполис . Около 343 г. до н.э. Рим и Капуя попытались заключить союз. Самниты ответили военной силой.
Барьер Понтийских болот
Гробница Присциллы
Могильный памятник Гая Рабириуса Постума Гермодора, Люсии Рабирии Демарис и Усии Примы, жрицы Исиды вдоль Аппиевой дороги, недалеко от Quarto Miglio
Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура , расположенный в катакомбах Сан-Себастьяно
Между Капуей и Римом лежали Понтийские болота ( Pomptinae paludes ), болото, зараженное малярией . Извилистая прибрежная дорога, извивающаяся между Остией в устье Тибра и Неаполем . Via Latina последовал его древний и едва ли более доступный путь вдоль предгорий Monti Laziali и Monti Lepini , которые видны возвышающиеся над бывшим болотом.
Во время Первой самнитской войны (343–341 до н. Э.) Римляне обнаружили, что они не могут поддерживать или пополнять войска в полевых условиях против самнитов через болота. Восстание Латинской лиги еще больше истощило их ресурсы. Они отказались от попытки союза и договорились с Самниумом .
Колонизация на юго-восток
Римляне только выжидали своего часа, пока искали решение. Первым ответом была колония , «выращивание» поселенцев из Рима, которые будут поддерживать постоянную базу операций. Второй самнит война (327-304 до н.э.) вспыхнула , когда Рим попытался поместить колонию в Cales в 334 г. до н.э. , и снова Fregellae в 328 г. до н.э. на другой стороне болота. Самнитов, теперь главная власть после победы над греками из Тарента , занятых Neapolis , чтобы попытаться обеспечить его лояльность. Неаполитанцы обратились к Риму, который послал армию и изгнал самнитов из Неаполя.
Начало работ Аппия Клавдия
В 312 г. до н.э. Аппий Клавдий Цек стал цензором в Риме. Он был из рода Клавдия , патриция, происходившая от сабинян, захваченных в раннеримское государство. Ему было дано имя предка-основателя рода Аппий Клавдий (Аттус Клаус на сабинском). Он был народником , т. Е. Защитником простых людей. Человек с внутренней проницательностью, в годы успеха он, как говорили, потерял внешнее зрение и поэтому получил имя caecus , «слепой».
Не дожидаясь, пока Сенат ему скажет, что делать , Аппий Клавдий начал смелые общественные работы по решению проблемы снабжения. Акведук ( Aqua Appia ) обеспечивал водоснабжение города Рима. Безусловно, самым известным проектом была дорога, которая пролегала через Понтийские болота к побережью к северо-западу от Неаполя , где она поворачивала на север, в Капую. По нему любое количество свежих войск могло быть переброшено на театр военных действий, а припасы могли быть в массовом порядке переброшены на римские базы без помех со стороны врага или местности. Неудивительно, что после своего пребывания на посту цензора Аппий Клавдий дважды становился консулом , впоследствии занимал другие должности и был уважаемым советником государства даже в последние годы своей жизни.
Успех дороги
Дорога достигла своей цели. Исход Второй самнитской войны был наконец благоприятен для Рима. Последовав серию ударов, римляне изменили свою судьбу, приведя Этрурию к столу в 311 г. до н.э., в самом году их восстания, и Самнии в 304 г. до н.э. Дорога была главным фактором, позволившим им с достаточной скоростью сосредоточить свои силы и обеспечить их достаточное снабжение, после чего они стали грозным противником.
Гробницы Аппиевой дороги
В Риме законодательство запрещало погребение умерших в пределах города. Для этого были использованы области крупных дорог, выходящих за Рим, в том числе и Аппиева дорога. Отрезок от Рима до Беневента, использовался более часто для этих целей.
Уже тогда земля под захоронение имела цену: чем ближе участок к городу, тем выше его стоимость. Соответственно, чем ближе захоронение было к городской черте, тем владелец участка был более уважаем и богат.
Захоронений достаточно много, наиболее престижные и масштабные из них:
- катакомбы св. Себастьяна и св. Каллиста;
- катакомбы уважаемой семьи Сципионов, где прах членов семьи находится в каменных саркофагах;
- колумбарий Помпония Хила — семья которая, судя по богатому убранству гробницы, разбогатела после получения вольной;
- колумбарии вольноотпущенников Ливии поражает своими размерами, здесь могло вместиться несколько тысяч урн.
Некоторые захоронения внешне похожи на храмы и даже целые пирамиды. На VI миле от города хранятся, окутанные зеленью, отдельные части погребальных строений, монументов и церквей.
В истории Аппиевой дороги происходило много жестоких событий. После усмирения восстания Спартака, по обочине дороги установили столбы, на которых страшную смерть приняли более 6 тыс. плененных, принимавших участие в бунте.
Ссылки [ править ]
- Квиличи и С. Квиличи Джильи, Л., Р. Талберт, С. Гиллис, Т. Эллиот, Дж Беккер. . Плеяды . Проверено 14 марта 2013 года .
- Silvae , .
-
Povoledo, Elisabetta (5 апреля 2008). . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 апреля 2008 года .
В древности Аппиева дорога, соединяющая Рим с южным городом Бриндизи, была известна как
regina viarum
, королева дорог.
Но в наши дни его корона, похоже, запятнана хроническими пробками на дорогах, вандализмом и, как ворчат некоторые его хранители, незаконным развитием.
- «Аппиева дорога» в энциклопедии Чемберса . Лондон: Джордж Ньюнес , 1961, т. 1, стр. 490.
- Уильям Смит, Словарь греческой и римской географии (Лондон, 1854 г.), 1288 г.
- Тингей, GIF и Дж. Бэдкок. Это были римляне. изд. Честер-Спрингс, Пенсильвания: Dufour Editions, Inc., 1989.
- Уильям Смит, Словарь греческой и римской географии (Лондон, 1854 г.), 1292–93.
- Уильям Смит, Словарь греческой и римской географии (Лондон, 1854 г.), 1303.
- См. «Энциклопедию военной истории Арфистов», стр. 66
- Элси, Роберт (2010). . ISBN 978-0810873803.
- Аппиан , Гражданские войны , .
- 31 октября 2008 г. втоме 1. Wayback Machine . С. 80–81.
- 27 мая 2008 г. в Wayback Machine. Том 2. Часть 1. С. 117–18.
- Magli, Джулио (2007). «Астрономические ссылки в планировке древних дорог». arXiv
Значение Тибра в истории Рима
Согласно древнему преданию вечный Рим был заложен в 753 г. до н. э. в 25 км от Остии, на берегу Тибра, в который были сброшены в корзинке его основатели – младенцы Рем и Ромул.
В центре города находится остров Тиберина, который долгое время являлся важным местом для брода. Затем его соединили мостом с берегами. В течение длительного периода Тибр являлся водной границей, отделявшей земли этрусков на западе, римлян на юге и сабинян на востоке.
Водная артерия города имела большое значение для торговли. Река Тибр в Риме была главным судоходным путем, по которому поднимались галеры, заполненные зерном, лесом, камнями и пр
Во времена Пунических войн город Остия, рядом с которым находилось русло, стал важной военно-морской базой
Торговое значение Тибра сохранилось и в поздние века, когда в регион стекались товары со всех колоний Древнего Рима. В это время строились причалы, а также канализационные каналы. Однако возведение последних привело к засорению реки и ее измельчанию, в связи с чем ее коммуникационное значение снизилось.
Кроме многочисленных современных конструкций, в Риме сохранилось несколько древних мостов, пересекающих Тибр.
Описание Аппиевой дороги
Основная часть дороги благодаря мастерству ее строителей прекрасно сохранилась до наших дней. Она представляет собой путь шириной в две римские повозки (около 4-х метров), вымощенный крупными тесаными камнями, которые укладчики дороги очень плотно пригоняли друг к другу. Это делалось из расчета, что по дороге должны были пройти многочисленные римские полчища и проехать огромное количество колесниц и повозок с грузом. По обе стороны этого каменного пути были устроены сточные канавы для отвода лишней дождевой влаги и возвышения для пешеходов, напоминающие современные тротуары.
При закате солнца Аппиева дорога вкупе со всеми гробницами и другими величественными сооружениями, которые высятся практич
Основные достопримечательности, которые можно посетить, прогуливаясь вдоль Аппиевой дороги:
Гробница Цецилии Метеллы
Огромная, в виде башни, гробница знатной римской матроны Цецилии Метеллы. Цециллия была дочерью консула, одного из богатейших граждан Рима. Величественная усыпальница построена в виде округлой башни диаметром 11 метров. Высота сооружения — около 7 метров. Сейчас гробница наполовину разрушена, но все равно является одной из уникальных реликвий Аппиевой дороги, ведь она представляет собой ярчайший образчик римских усыпальниц.
Строительство башни велось без использования соединяющего раствора — в ход шли только каменные блоки, тщательно пригнанные друг к другу. Верхняя часть гробницы искусно отделана мрамором — дорогим материалом, который могли позволить себе лишь богатые люди — и украшена изображениями животных. Останки Цецилии были помещены в саркофаг, который размещался в центральной части гробницы, а позже был перенесен в Палаццо Фарнезе. Гробница украшена надписью, которая говорит о том, что построена она была для любимой дочери и жены.
Знаменитые катакомбы ДомитиллыВо времена Римской империи использовались в качестве первых христианских храмов и молелен. Это одни из самых больших римских катакомб. Основаны были на месте семейной усыпальницы рода Флавиев. Есть версия, что земля эта принадлежала внучке Весписиана (императора) Домитилле. Она была одной из первых христианок, за что и преследовалась, и была замучена насмерть. Со временем подземная галерея усыпальницы была существенно увеличена и стала огромным христианским захоронением, которое представляет и художественную ценность, поскольку украшено прекрасными фресками разных исторических периодов.
Останки Виллы Квинтилиев
Сейчас это прекрасное сооружение практически разрушено, а когда-то оно являло собою настолько роскошную усадьбу двух братьев, что им позавидовал сам император Коммод. Тиран казнил Квинтилиев и присвоил их виллу себе. Но и сейчас она производит потрясающее впечатление на фоне окружающей природы.
Гробница СципионовГробница одного из знатнейших римских родов — Сципионов. Одна из самых древних родовых усыпальниц Аппиевой дороги. Занимает значительную территорию и вмещает более 30-ти захоронений, в том числе и могилу прославленного поэта Рима Квинта Энния (хоть он и не принадлежал к роду Сципионов). Первые захоронения в этом обширном погребальном комплексе производились в III в. до н. э. Последние соотносят приблизительно с I в. н. э. Гробница представляет собой историческую и культурную ценность как один из выдающихся примеров римских захоронений той эпохи.
3Брундизий
Второй участок Аппиевой дороги шел от Капуи через Беневент, Венузию, Тарент, Урию до Брундизия в Апулии. Сначала, в III веке до нашей эры, был проложен путь от Капуи до Беневента. А во второй половине II века до н. э. дорога из Беневента была продолжена до Брундизия. Расстояние от Рима до Брундизия составляет 540 км.
Окончание Аппиевой дороги в Брундизии обозначали две мраморные колонны, возведенные во II веке. Сейчас в порту города находится лишь одна из них, украшенная изображениями Юпитера, Нептуна, Марса и восьми тритонов. Высота ее составляет 19 метров. Вторая колонна была перенесена в 1666 году в город Лечче.
Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами. В праздничные и выходные дни дорога закрывается для транспорта и становится пешеходной.