Алтай и его народы (фото, видео)
Содержание:
- Алтайцы
- Народ Алтайцы
- Этнический состав Алтайского края и республики Алтай
- Традиционные поселения и жилища
- Происхождение
- История [ править ]
- Пища
- Традиционная еда народа Алтая
- Этнические и этнографические группы[править | править код]
- Численность
- Интересные факты об Алтае из докладов ученых
- Заметки [ править ]
- Появление алтайского народа
- Языковые группы
Алтайцы
Коренным немногочисленным народом Алтая являются алтайцы, населяющие предгорья и высокие горы этой красивой горной страны. В середине XIX столетия алтайцы, потомки древних джунгар, стали переходить постепенно от кочевой скотоводческой жизни к оседлой, долго делились на племена и родовые территориальные группы. Сегодня они разделяются на несколько народностей: алтайцы, шорцы, челканцы, телеуты (телесы), кумандинцы, тубалары, урянхайцы, теленгиты.
Происхождение алтайцев лучше всего освещает их язык. Язык алтайцев является основополагающим для многочисленных групп языков, тунгусо-манчжурских, японо-корейских, тюркско-монгольских и образует целую алтайскую языковую семью.
Традиционным алтайским жилищем стал аил, круглое национальное жилище, взявшее свои истоки от юрт центрально-азиатских кочевников. Алтайский аил непременно шестиугольный, это сакральное число у данного народа. Строится жилище из деревянного бруса, крыша его остроконечная, в ее середине находится небольшое отверстие для выхода дыма.
Сегодня в большинстве алтайских этнических деревень можно наблюдать соседство русского традиционного дома рядом с алтайским аилом. Аилы сегодня хозяйки используют как летнюю кухню, а живет семья в доме. Еда у данного народа в основном состоит из мяса, конины, говядины, баранины, молока и кисломолочных продуктов, сладкого и соленого теста.
Важнейшими общественными мероприятиями алтайцев-язычников являются «тяжыл-дыр», так называемый «праздник зеленых листьев». Проходит он в начале лета в новолуние и похож своим смыслом на Троицу у русских. Осенью с размахом проходит праздник «саарыл-дыр» или «праздник желтых листьев», посвященный началу зимнего сезона.
Один раз в два года в республике проходит общенациональный праздник «Эл-Ойын». На этот праздник приезжают делегации из всех районов республики, представители Казахстана, Тувы и Монголии. Дневная часть праздника проходит по типу старинных алтайских зайсанских спортивных игрищ, с выступлениями фольклорных коллективов и конкурсами национального костюма и горлового пения. Вечерняя часть праздника проходит уже по-современному с выступлениями приглашенных артистов, лазерными и пиротехническими шоу.
Народ Алтайцы
154
Россия страна многонациональная. На её территории живут народы многочисленные и малые. Но каждый имеет свою культуру, традиции и обычаи. Среди народов, населяющих нашу большую страну – алтайцы. Эта этническая группа имеет в своём составе такие нардности, как телеуты, телесы или теленгиты, тубалары, кумандинцы. Также существует деление на две группы – южные и северные алтайцы. Каждая группа имеет свой уникальный язык. У южных алтайцев одноименный язык, прежде называемый айратским. Среди южных алтайцев – телеуты, живущие в Кемеровской области, и телесы, которые живут вблизи Телецкого озера. А в районе среднего течения реки Бия живут северные алтайцы. Говорят они на североалтайском языке. В составе северных алтайцев – кумандинцы, челкацы и тубалары.
В исторических документах можно найти сведения о северных соседях Китая. Носящие реальный характер, они содержат конкретные факты. В частности. О них упоминал Геродот в своём историческом трактате. А современные научные источники указывают на то, что современное коренное население Горного Алтая – это потомки древних племён. Они наследовали великую культуру тюрков, хуннов, кыргызов, уйгуров, монголов, джунгар и киданей.
Большинство коренных алтайцев проживают на территории Российской Федерации. В стране живёт около 67 – 79 тысяч человек. Также небольшое количество представителей алтайского народа живут в Казахстане.
Алтайцы относятся к монголоидной расе. Поэтому народу присущи внешние характеристики данной расы. Стоит отметить, что большинство алтайцев светловолосые.
Традиционные занятия присущи и современным представителям алтайского народа. Они по-прежнему заняты скотоводством, рыбной ловлей, сбором кедровых орехов. У алтайского народа особое отношение к огню. Веря, что он наделён силой, они приносят к нему подарки. Это может быть выпечка или мясо. Поэтому недопустимо плевать на огонь, мусорить рядом с ним, сжигать мусор и переступать через него. Не менее почётное отношение к воде. В народе считается, что она может уберечь и излечить от многих болезней. Поэтому к горным источникам позволяется подходить только с целителями. Известно также, что у каждой семьи есть своя священная гора. Женщинам не разрешается подыматься на священную гору, или проходить мимо неё. Одна треть алтайце христиане, а две трети придерживаются шаманизма и бурханизма.
При строительстве жилья каждый народ следует своим традициям. Имея свои секреты. Поэтому стоит отметить, что у южных алтайцев это юрты либо аланчики. Северные алтайцы живут в чайле. Однако бревенчатые постройки также используются с двадцатого века.
У южных и северных имелись существенные различия в манере одеваться. Южные алтайцы носили длинные рубахи и жилет из овчины. А северные представители народа шили одежды из крапивных и конопляных нитей. Но в наши дни это сохранилось в меньшей степени.
Своеобразна и кухня алтайцев. Употребляя много молока, они готовят блюда, которые можно из него приготовить. Среди национальных блюд – айран, каймак, сурут, пыштак, кумыс. Также готовят кан(кровянку), кочо. Из напитков преобладают чай и арачка. Мёд и кедровые орехи считаются лакомством.
Этнический состав Алтайского края и республики Алтай
В Алтайском крае проживает 2 419 755 человек. Подавляющее большинство в этом общем числе составляют русские, их в крае сегодня проживает 2 234 324 человек или 92,34% от общей численности населения. Вторым по численности народом края являются немцы, их здесь проживает 50 701 человек или 2,1% населения. В крае живет много украинцев, всего 32 226 человек или 1,33% населения. Здесь проживает 7979 казахов или 0,33% населения. Коренных алтайцев здесь проживает 1763 человека или 0,07% населения.
В республике Алтай сегодня проживает 217 007 человек, более половины, а именно 114 802 человек или 55,68% из них русские. Коренные алтайцы живут здесь в количестве 72 841 человек или 35,33% населения. В число алтайцев входят теленгиты – 3 648 человек или 1,77%, тубалары – 1891 человек или 0,92%, челканцы – 1113 человек или 0,54%. В республике проживает много казахов 12 524 человека или 6,07% населения. Живут здесь кумандинцы – 1062 человека или 0,52% населения.
Традиционные поселения и жилища
Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие посёлки, как правило, в долинах рек.
Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-решётчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. У челканцев и тубаларов жилище айлу (чайлу) представляло собой квадратное в плане сооружение, построенное из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его, как в юрте, располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Имелись также бревенчатые многоугольные юрты, крытые берестой, корой или тёсом, которые получили распространение во второй половине XIX в.
Изменения в области хозяйства, произошедшие к началу XX в., отразились на характере поселений и жилищ. Все большее распространение получали бревенчатые постройки. Появляются жилища, подобные русской избе с полом, окнами и печью. У местных богачей появились даже срубные двухэтажные дома, крытые железом. Зажиточные скотовладельцы начали возводить подсобные хозяйственные постройки и помещения для содержания скота. Иногда их объединяли с жилыми постройками, таким образом создавалась незнакомая прежде алтайцам усадьба.
Вера алтайцев
Традиционной религией алтайцев был шаманизм, поклонение многочисленным духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир. В XVIII—XIX вв. заметное влияние оказал буддизм (в кон. XIX в. на Алтае оформилось религиозное-национальное движение бурханизм), а в середине XIX века — христианство. Существовал лунный календарь, в котором месяцы названы по фенологическим или хозяйственным признакам: «месяц кукушки», «месяц большой жары», «месяц битья пашни», «месяц кандыка» и др. У южных алтайцев был распространен общий с монголами календарь 12-летнего животного цикла.
Проникновение в Горный Алтай русского населения, учреждение Алтайской духовной миссии (1828) способствовали переходу части алтайцев на оседлость.Возникли селения: Майма, Улала, Мыюта, Чемал, Бирюля, Черный Ануй, Кебезень, Паспаул и другие. Новокрещеным алтайцам оказывалась помощь в строительстве изб, а также хлебом, одеждой, скотом. Они учились домоводству, земледелию, мотыгу вытеснила соха, затем плуг. После 1913 все алтайцы причислены к оседлым жителям. В 90-х 72,9% алтайцы проживали в селах, основное занятие — отгонно-пастбищное животноводство, охота, в котловинах и широких участках речных долин (Чуйская, Курайская, Абайская, Уймонская) развито земледелие.
Происхождение
Существует много мнений и гипотез о происхождении алтайцев. На формирование современных народов повлияли такие общины, племена и народности (общий список):
- уйгуры;
- енисейские киргизы;
- огузы;
- сарматы;
- скифы;
- гунны;
- кимаки-кыпчаки;
- монголы;
- киргизы;
- тюрки;
- самодийцы;
- угорцы;
- джунгары;
- кеты;
- тукю;
- теле;
- куу.
Считается, что некоторые племена проживали на этих землях, как тюкю, а другие приходили, то ли в качестве завоевателей, то ли переселенцами были. Все народности смешались, так и формировался алтайский народ.
Родственными связями объединяются с хакасами и киргизамы, сибирскими татарами и шорцами, а также якутами.
История [ править ]
Недавние лингвистические, генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что самые ранние тюркские народы произошли от сельскохозяйственных общин Северо-Восточного Китая, которые перебрались на запад в Монголию в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, где они приняли пасторальный образ жизни. К началу 1-го тысячелетия до нашей эры эти народы стали конными кочевниками . В последующие века, степные население Средней Азии , по всей видимости, были постепенно заменены и тюркизировавший по Восточной Азии кочевых тюрков, перемещаясь из Монголии.
В регионе, где сегодня проживает алтайский народ, существовали разнородные этнические поселения в эпоху бронзы и железа. Начиная с V века до нашей эры и позже тюркские народы поселились в этом районе и вскоре начали сливаться с предшествующим населением. Область была тогда завоевана или стала в сфере влияния хунны , на Rouran каганате , в тюркском Khanganate , в уйгурской империи и Енисейские кыргызы . В эти периоды времени местные жители региона стали тюркизироваться в культурном и языковом отношении.
Согласно одному исследованию, проведенному в 2016 году, алтайцы, а именно некоторые южные алтайцы, ассимилировали местных енисейских народов, которые были тесно связаны с палеоэскимосскими группами.
С тринадцатого по восемнадцатый век в алтайском народе политически и культурно доминировали монголы. Происхождение южных алтайцев в этот период прослеживается в результате смешения кипчакских и монгольских племен. Между тем северные алтайцы возникли в результате слияния тюркских племен с самоедами , кетами и другими сибирскими группами.
В XVI веке алтайцы были захвачены четырьмя ойратами западных монголов. [ необходима цитата ] Монголы называли их « Теленгид » или « Теленгидский аймак » в период правления династии Северный Юань , в регионе, известном как провинция Теленгид. После падения Зунгхарского ханства в 18 веке алтайцы были порабощены династией Цин , которая называла их Алтан Нуур Уриянгхай . Но алтайцы не имеют генетического родства с урянкай, который является отдельным соседним ойратским монголом.этническая группа в Монголии . [ необходима цитата ]
С русскими Алтай соприкоснулся в 18 веке. В царские времена Алтай был известен как ойрот или ойрот (это название означает ойрат и впоследствии будет принято в Ойротской автономной области ). Алтай сообщают, что многие из них пристрастились к русской водке , которую они назвали «огненной водой».
Что касается религии, некоторые алтайцы остаются шаманистами, а другие (тенденция, начавшаяся с середины XIX века) перешли в Русскую православную церковь . Алтайская миссия была разработана при преподобном Макарии Глухареве († 1847), известном как «Апостол Алтая». [ необходима цитата ] В 1904 году среди этих людей возникло религиозное движение под названием Ак Джанг или бурханизм .
До 1917 года считалось, что на Алтае проживает множество различных этнических групп.
С началом революции 1917 года Алтай попытался сделать свой регион отдельной бурханской республикой под названием Ойрот. Их поддержка меньшевиков во время гражданской войны привела к краху предприятия после победы большевиков и более позднего восхождения Иосифа Сталина . В 1940 — х годах, во время Второй мировой войны , и когда он направлял многочисленные чистки, его правительство обвинило Алтай быть про- японски . Слово «ойрот» было объявлено контрреволюционным . К 1950 году Политика и развитие в этой области привели к значительной миграции русских в эту республику, уменьшив долю Алтая в общей численности населения с 50% до 20%. В начале 21 века этнические алтайцы составляют около 31% населения Республики Алтай.
Сегодня особые интересы алтайцев формулирует и отстаивает Ассоциация северных этносов Алтая.
-
Алтайский народ
-
Алтайский мужчина в национальном костюме на лошади
-
Алтайская женщина в национальном костюме
-
Алтайский всадник
-
Алтайская женщина
Пища
Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном (талкан) или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространёнными видами молочной пищи были сыры: кислый курут и пресный пыштак, а также сквашенное молоко чегень (айран). Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли в основном в варёном виде, готовили мясные супы кючо из разных круп, в основном из перловой крупы. Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде: жёргом, казы карта.
Это интересно: 195,Альбер Камю краткая биография: читаем суть
Традиционная еда народа Алтая
Кухня Алтая состоит в основном из мяса дичи и домашних животных. Они готовят лепешки, испеченные в золе, а также домашний творог, сыр, сметану, и даже самогон на молоке. Из животных особой популярностью пользуется требуха.
Отдельное место в рационе алтайцев занимает чай. Его готовят очень нетрадиционным способом, добавляя соль и сливки или масло.
Из Алтайцев много популярных выходцев, среди которых художники, певцы спортсмены. У Алтайцев множество легенд и сказаний, которые они передают из поколения в поколение.
Посетив Алтай, можно ознакомиться с историей, культурой и традициями коренного населения, а также с их легендами и обычаями.
Этнические и этнографические группы[править | править код]
Выделяются две различных по происхождению этнографические группы алтайцев, между которыми исторически существовали резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии. Эти различия постепенно сгладились лишь к середине XX века.
Южные алтайцы (алтай-кижи, в переводе алтайский человек) или собственно алтайцы, говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским). Проживают в бассейне реки Катуни и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков.
Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Выделялись тубалары (левобережье реки Бии и северо-западное побережье Телецкого озера), кумандинцы, телеуты и челканцы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков. По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков.
В советские годы все эти этногруппы считались субэтносами алтайцев. Однако, начиная с 2000 года, в нормативно-правовых актах и переписях кумандинцы и телеуты стали учитываться как отдельные народы.
Литературный алтайский язык сформировался на основе южно-алтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском). Для северных разрабатывается тубаларский литературный язык.
Генетикаправить | править код
У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 51,1—53 % у южных алтайцев и 29,8—38 % у северных алтайцев. У алтай-кижи гаплогруппа R1a-M198 достигает 58 %, у тубаларов — 51 %, у теленгитов — 44 %, у челканцев — 15 %. Гаплогруппа Q-М242 у северных алтайцев достигает 25,6 %, у челканцев — более 50 %. Гаплогруппа R1b1b1-М73 у северных алтайцев достигает 18,1 %, у кумандинцев — 49 %. Гаплогруппа N1b у северных алтайцев достигает 8,5 %, у южных алтайцев — 4,6 %. Гаплогруппа С-M130 у южных алтайцев достигает 12,0 %, гаплогруппа D-M174 — 9,7 %. Гаплогруппа I-M170 у северных алтайцев достигает 17 %, у южных алтайцев — 11 %. Гаплогруппа O-M175 у южных алтайцев достигает 5,9 %.
Наличие у алтайцев и западных и восточных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в генофонде алтайцев европейских и монгольских компонентов и древнего генетического субстрата.
Различия в структуре генофондов северных и южных алтайцев по гаплогруппам Y-хромосомы
Гаплогруппы | Частота встречаемости % | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Северные | Южные | |||||
Горно-Алтайск (N = 20) | Курмач-Байгол (N = 11) | Турочак (N = 19) | Бешпельтир (N = 43) | Кулада (N = 46) | Кош-Агач (N = 7) | |
C3 x M77 | – | – | – | – | 2,17 (1) | 14,28 (1) |
C3c | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
D x M15 | – | – | – | – | 10,87 (5) | 14,28 (1) |
E | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
F* | – | – | – | 6,98 (3) | 2,17 (1) | – |
I1a | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
I1b | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
J2 | 5,00 (1) | – | – | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
K* | – | 18,18 (2) | 10,53 (2) | – | 2,17 (1) | – |
N* | – | – | – | – | 10,87 (5) | – |
N2 | 10,00 (2) | – | – | 4,65 (2) | – | 28,57 (2) |
N3a | – | – | 15,79 (3) | 2,33 (1) | 2,17 (1) | – |
O3 | – | – | 10,53 (2) | 9,30 (4) | 4,35 (2) | 14,28 (1) |
P* | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
Q* | 20,00 (4) | 63,64 (7) | 26,32 (5) | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
R1* | 15,00 (3) | – | – | – | – | – |
R1a1 | 50,00 (10) | 18,18 (2) | 36,84 (7) | 58,14 (25) | 52,17 (24) | 28,57 (2) |
R1b3 | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
H | 0,7105 ± 0,0848 | 0,5818 ± 0,1420 | 0,7895 ± 0,0573 | 0,6545 ± 0,0801 | 0,7111 ± 0,0682 | 0,9048 ± 0,1033 |
0,7510 ± 0,0406 | 0,6941 ± 0,0518 | |||||
H YSTR | 0,9368 ± 0,0354 | 0,8909 ± 0,0918 | 0,9542 ± 0,0301 | 0,9415 ± 0,0301 | 0,9691 ± 0,0125 | 1,0000 ± 0,0764 |
0,9281 ± 0,0290 | 0,9554 ± 0,0123 |
В соответствии с новым исследованием российских генетиков, генетическая обособленность северных и южных алтайцев несомненна. У южных алтайцев доминируют такие варианты гаплогруппы Y хромосомы, как Q и R1a, есть также I и O. У северных же алтайцев доминирует гаплогруппа R1a, редко встречается Q, а I и O вообще не обнаружены.
Численность
Основная масса коренных алтайцев проживает в РФ (67-79 тыс. человек) и незначительное количество в Казахстане (220-680 чел). Среди российских городов этот народ встречается:
- Республика Алтай (62 — 70 тыс);
- Алтайский край (1,8 — 3,1 тыс);
- Кемерово (530 чел — 3,3 тыс);
- Новосибирск (350 чел).
Среди диаспор небольшое количество представителей народа есть в таких странах (из данных последних переписей населений):
- Узбекистан (190 чел);
- Киргизия (115 чел);
- Таджикистан (60 чел);
- Украина (40 чел);
- Белоруссия (30 чел);
- Туркмения и Грузия (по 25 чел);
- Молдавия и Литва (по 20 чел);
- Азербайджан (15 чел);
- Латвия, Эстония, Армения (единичные случаи).
Интересные факты об Алтае из докладов ученых
На форуме прошло пленарное заседание,где ученые рассказали об итогах своих исследований. Приведем несколько любопытных отрывков из некоторых выступлений.
Алтай — символическая усыпальница монгольских императоров
Вадим Трепавлов,доктор исторических наук,руководитель Центра народов России и межэтнических отношений института российской истории. Отрывок из доклада «Особенности цивилизационного развития тюрко-монгольского мира»:
— Алтай был не просто был провинцией сменяющих друг друга кочевых империй. В свое время племена Алтайской горной страны составили ядро первого тюркского каганата. Именно алтайские тюрки вышли из горных долин и степных предгорий в середине VI века и разгромом жужаньского войска положили начало державе рода Ашина. Именно Алтай считался личными заповедными землями и священной прародиной тюркской правящей династии.
Чингисхан.
ССО.
Интересно,что в самом начале строительства Монгольской империи,регион не воспринимался монголами,как чуждая завоеванная земля,а имел статус внутренней территории. Если старшие царевичи Джучи и Чагатай получили от своего отца(Чингисхана) громадные уделы с обширными пастбищами,богатыми городами,оживленной торговлей,а младший сын Толуй — родные монгольские степи,то наследнику престола Угэдэю достался сравнительно небольшой и бедный алтайский регион.
Полагаю,что отдача Алтая в управление будущему всемонгольскому императору может трактоваться,как символическая демонстрация Чингисханом древнетюркского наследия. Ведь как передает византийский хронист,у тюрок был закон предоставлять золотую гору в распоряжение главного кагана.
Современники заметили особое значение Алтая для правящего рода империи. Марко Поло писал о захоронении Чингисхана и других монгольских императоров в «большой горе Алтай», хоть и хоронили их все же,надо полагать,на родине,в Монголии
Но здесь важно впечатление
Со времени Марко Поло Алтай занял заметное место в европейской географии. До конца XVII века он часто отмечался на картах,как легендарное место императорского некрополя монголов.
Горный Алтай.
Altapress.ru
Алтай — возможная прародина киргизов
Канат Садыков,ректор Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына:
— Эпос киргизов начинается с того,что главный киргизский герой Манас рождается на Алтае. Это имеет большое значение для нас.
Алтай — место,где найдены самые ранние памятники тюрок. При этом это не их родина
Николай Серегин, доктор исторических наук,доцент института истории и международных отношений АлтГУ. Отрывок из доклада: «Формирование общности тюрок Центральной Азии. Итоги изучения археологических материалов».
Николай Серегин.
ASU.
— На сегодняшний день самые ранние памятники тюрок раскопаны именно на территории Алтая. Они датируются периодом до создания первой в мире кочевой империи — Тюркского каганата в середине VI века нашей эры.
Археология Алтая в предтюркское время — это буландынская археологическая культура. Расскажу о ней на примере наших недавних раскопок — мы работаем на территории северной части Республики Алтай,исследовали эталонные некрополи Чобурак-1,которые показывают общую картину исторической ситуации на территории Алтая в IV-V веке нашей эры.
До появления тюрок здесь жило высоко милитаризированное население. Мы нашли огромное количество оружия в захоронениях и травм у похороненных людей. Одна из самых ярких находок — безголовый человек. Вместо отсеченной головы был череп барана. Конечно,это ни в коем случае не след культа египетских богов.
Еще один важный момент — население было разрозненно. Это была конфедерация племен,которая расселилась на территории всего Алтая и существовало несколько политических центров,где была своя элита.
Горный Алтай.
www.instagram.com/altay_chemal
В середине V века нашей эры на Алтае появляется новые люди — с совершенно другими традициями,практически без связи с традициями населения предтюркского периода.
Они принесли на Алтай стремена,также их комплекс вооружения значительно превосходил тот,что был у местных племен. Мы не заметили следов завоевания — видимо,была просто ассимиляция культурных традиций.
Местных корней у тюрок мы пока не фиксируем. Откуда они пришли? Вероятно,следы нужно искать в Восточной Монголии,Северном Китае. Пока однозначного ответа,где была прародина тюрок,нет. Но нужно понимать,что на территории Алтая происходил важный этап этногенеза — он стал материальной,технической и продовольственной базой создания кочевой империи.
Заметки [ править ]
- 24 апреля на Wayback Machine (на русском языке)
- Олсон, Джеймс Стюарт (1998). . Издательская группа «Гринвуд». С. 9–11. ISBN 978-0-313-28853-1.
- ^ Skutsch, Carl, ed. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. С. 81–83. ISBN 1-57958-468-3.
- Этническая история, история региона, статистическая информация на 17июля2011 г. на Wayback Machine
- Центр российских исследований NUPI 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ , стр. 216–218.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFRobbeets2017 ( справка )
- .Ошибка sfn: нет цели: CITEREFRobbeets2020 ( помощь )
- .ошибка sfn: нет цели: CITEREFNelson_et_al.2020 ( помощь )
- .Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFLi_et_al.2020 ( помощь )
- .ошибка sfn: нет цели: CITEREFUchiyama_et_al.2020 ( помощь )
- С. 4–5. «Эти результаты позволяют предположить, что тюркские культурные обычаи были навязаны элитой восточноазиатского меньшинства кочевым группам центральных степей … масштабные миграции за пределы родины в Монголию.ошибка harvnb: нет цели: CITEREFDamgaard_et_al.2018 ( помощь )
- , стр. 197. «Как китайская история, так и современные исследования ДНК указывают на то, что ранние и средневековые тюркские народы состояли из разнородных популяций. Тюркизация центральной и западной Евразии была продуктом не миграций, связанных с однородным образованием, а диффузии языков».ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFLeeKuang2017 ( справка )
- ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . 1 . Нью-Йорк: Рутледж. п. 82. ISBN 1-57958-468-3.
- Флегонтов, Павел; Чангмай, Пия; Зидкова Анастасия; Логачева Мария Д .; Алтынышик, Н. Эзги; Флегонтова, Ольга; Гельфанд, Михаил С .; Герасимов, Евгений С .; Храмеева, Екатерина Е. (2016-02-11). . Научные отчеты . 6 : 20768. arXiv . Bibcode . DOI . ISSN . PMC . PMID .
-
Алтан, KH. (10 августа 2018 г.). . Почта УБ . Проверено 25 февраля 2021 г. — через PressReader.com.
Альтыны представлены двумя этнографическими группами: Северные Альты;
тульбары, челканы, кумандинцы и шорцы.
Южные Алтайцы состоят из алтайцев (алтай-кижи), телеутов, телесов и теленгитов.
История Алтайнов уходит корнями в Монголию, поскольку какое-то время они находились под властью Монголии как провинции Теленгид во время династии Северный Юань.
- CPAtwood — Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , стр.9
- , Путь в Россию, 24 сентября 2003 г.
- Знаменский, Андрей А. (2014-06-30). . Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines (45). DOI . ISSN .
- Колга и др., Красная книга народов Российской империи , с. 29
- апреля 2006 г.в Wayback Machine , Центр российских исследований, НУПИ , получено 17 октября 2006 г.
- . Архивировано из на 2006-08-13 . Проверено 24 октября 2006 .
- ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное наглядное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 429. ISBN. 0-7566-0520-2.
- ^ West, Барбара А. (2010). . Издание информационной базы. С. 39–42. ISBN 978-1-4381-1913-7.
- Минахан, Джеймс Б. (2014). . ABC-CLIO. С. 11–13. ISBN .
- Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза: с приложением о немусульманских тюркских народах Советского Союза . Лондон: Рутледж. п. 417. ISBN 0-7103-0025-5.
Появление алтайского народа
Тайна происхождения алтайского народа так и остаётся нераскрытой. Существует масса предположений, однако учёные не перестают ломать голову над вопросом появления алтайцев. Проблема в том, что на территории Алтая в разные времена находилось немало самых разных народностей.
Генетики выделили 18 гаплогрупп алтайского этноса, что указывает на смешанность предков народа Алтая. Наиболее распространённой версией стала теория о смешении местного алтайского населения с азиатскими завоевателями, которые в разное время господствовали в этой местности. Имело место и славянское влияние, однако оно в культуре алтайцев проявляется незначительно (в сравнении с тюркским).
Языковые группы
Этот народ принадлежит к тюркоязычным языковым группам кыпчакской ветки и алтайской семьи. Сходство имеют с киргизами. Алтайцы могут разговаривать на русском языке либо на алтайском. Последний бывает 2-х разновидностей: североалтайский и южноалтайский. На каком диалекте говорят зависит только от этноса, так в Кемерово закрепился телеутский язык, а в Алтайском крае — кумандинский. Также среди говоров встречается тубаларский в Чойском раене, теленгитский и алтайский. На основе последнего сформирован литературный язык. Но, к сожалению, не все алтайцы поддерживают культуру, которая формировалась долгие времена и только лишь 85% всей народности считают алтайский язык родным. Что касается письменности, то она основана на русском языке.